КТО ЧУВСТВУЕТ, ТОТ ЗНАЕТ

КТО ЧУВСТВУЕТ, ТОТ ЗНАЕТ


ОЛДИ В АВГУСТЕ


Много лет Сережа Олди из КОМИТЕТА ОХРАНЫ ТЕПЛА отказывался встречаться с журналистами, давать интервью.
Просто играл и пел свои регги - и как-то незаметно, потихоньку, вышел вместе с шумным Летовым и трансцендентальным Неумоевым в число крупнейших фигур отечественного андеграунда.
До сих пор не верится, но музыка КОМИТЕТА, вообще регги, у нас в стране продолжают развиваться вне признания широкой публикой. И уж тем более без признания телевидением и радиостанциями с их наборами поверхностных, наспех сымитированных чувств и не менее стандартных музыкальных тем.
Стабильно оставаясь вне массовых систем распределения, регги у нас словно повторяет небезызвестный период своего "ямайского подполья", когда оно - и лучшие его исполнители - долгие годы пребывали на солнечном острове в андеграунде, считаясь чем-то второсортным, музыкой отверженных, людей с социального дна.
С другой стороны, в явной изолированности этой музыки нет ничего удивительного. Ведь регги - это закрытая система. Можно сколько угодно обманывать себя, что ты разбираешься в музыке, слушать АЭРОСМИТ, ныр-эйдж, фри-джаз или Моцарта. Но если ты не способен на определенные движения души, если взгляд твой замутнен, а слух испорчен всякой лабудой - можешь быть уверен: проедешь мимо регги. На полной скорости, спеша непонятно куда.
Но регги - это и открытая система. При одном маленьком условии: что ты действительно был, самой своей жизнью, запрограммирован на эту музыку.
С Сережей Олди я хотел встретиться давно, но как-то всё не получалось. То милиция нагрянет в зал с нарко-облавой, то Олди пребывал в таком состоянии, что разговор просто невозможен.
Поближе мы встретились уже в больнице, в наркологическом отделении, куда я пришёл навестить Сережу. Но две инъекции надёжно припрятанного от сестер милосердия героина - не совсем то, что нужно для разговора.
Даже странно, что после этого он меня узнал. И вот, почти месяц спустя после "больнички", ещё одна встреча, на одной из московских квартир, в жаркий день. Второй этаж, направо. Дверь открывает какой-то бритый парень, похожий на хари-кришну. Но не хари-кришна.
Вхожу.

Олди (сидит спиной к двери, согнувшись. Смотрит из-за плеча чистым, светлым взглядом, улыбается): Как я рад, старик, что ты пришёл! Нет, ты знаешь, я, правда, очень рад... А я вот видишь, кеды раскрашиваю, белые, купил на базаре сегодня и раскрашиваю в растаманские цвета, один уже готов (показывает кед ярко-жёлтого цвета с красными полосками, на обращение которого в растаманский ушло несколько дорогих фломастеров).
- Как чувствуешь себя, Сережа?
- Ништяк, всё отлично, хорошо себя чувствую.
- Давай поговорим, запишем, как собирались?
- Да нет, давай лучше поговорим так, в кайф так поговорим, зачем записывать.
- Пойдём на кухню, чтобы никому не мешать.
- Пойдём.
Хари-Кришна: Кто-нибудь знает, как зажигается электрическая плита? (недоверчиво слушает ответы, что-то крутит и щёлкает, и потом уходит. Плита начинает излучать тепло).
- Сереж, скажи, когда ты впервые услышал регги? Ведь ещё несколько лет назад эта музыка в нашей стране была довольно редкой...
- Ты знаешь, я услышал очень давно. Ещё в те времена, когда NAZARETH был популярен... я услышал "Exodus". И когда я услышал, я просто съехал, ну всё!
- А группу когда после этого начал создавать?
- А потихоньку как-то всё покатило, Джа дал, - и всё само собой родилось... А так я даже не помню... Не могу сформулировать грамотно...
- А в тот момент, когда ты услышал, где ты жил?
- Я жил в Кенигсберге... (Олди начинает возиться с посудой, чайником, создает жуткое звяканье, в котором захлебывается микрофон).
- В Кениге легко было достать регги? Говорят, что моряки привозят?
- У меня всего Марли была фонотека. Я всего его собрал. Причём два раза. Первый раз меня "поставили" (обокрали), но я и второй раз собрал. У меня было много информации, много книжек по этому поводу.
- Но ведь это, наверное, очень дорого, собрать такую коллекцию?
- Дорого, дорого! Но я не знаю как это получилось у меня, что я находил где-то деньги на пластинки... В общем-то, не обладал чем-то другим - но на пластинки они были! Я всего Марли услышал.
- А к тому времени ты уже умел играть на гитаре?
- Да, я начал уже потихонечку, и как-то так получилось, я даже не знаю, как это получилось, как-то все нелепо совершенно.
- Был какой год - начало семидесятых?
- Да нет, я думаю, это был уже семьдесят какой-то четвёртый или пятый... Давай пить чай. Тебе сколько ложек сахару?
- Не, я без.
- У, какой ты умный.
- Гы-ы!
- Мне один приятель сказал, что если мало потреблять сахара, после 25 лет начинают мозги ссыхаться. Я подумал, слава богу и как жаль, что я люблю сахар!! Я просто не могу чай без сахара. Ладно, вот тебе тогда лимон.
- (оправдываясь) Я обычно потом ем много сладкого.
- Не знаю, есть ли здесь конфеты... (суетится)
- Нет, нет, Сережа, не надо ничего!
- Вот тебе тогда лимон! Будешь? (Режет его какими-то странно-треугольными кусками и мы их запихиваем, эти жёлтые, кривоватые пирамидки в ещё более неудобные прибалтийские чашки. Про музыку временно забываем).
- Лимон, у, клево! Жарища такая сегодня.
- (после паузы) ... Да, вот такие вот сандали, отец.
- Слушай, Сережа, а вот ребят своих ты быстро нашёл, свой первый состав?
- Первый состав? Да, он как-то так быстро родился. У меня была большая бригада, человек, не спиздеть, эдак тридцать...
- С дудкой, с саксофоном?
- Да, у меня был саксофонист. Был басист, совершенно поехавший человек, но очень клёвый музыкант, очень сложно было с ним общаться.
- А почему ты сразу с такого большого состава начал? Ведь многие, кто пытается играть регги, делает это сейчас малыми командами.
- (говорит тихо) Это был ведь у нас театр сначала... Я же работал, где сейчас фирма "Альянс" (А где сейчас фирма "Альянс"? - Вопр. ред.). Знаешь? Биржа "Альянс". Бывший ДКМ, Дворец культуры моряков, там я работал художником. Я семь лет проработал художником, а потом стал музыкантом. У меня жена уехала куда-то в командировку ... (внезапно оглядывается на плиту, спрашивает тревожно) Как ты думаешь, чай кипел?
- (уверенно) По-моему, нет.
- (неуверенно) По-моему, да. (Быстро всыпает заварку и тут же наливает). Иначе пена была бы... (Смотрит в маленькую чашку. Там что-то странное из теплой воды, двух лимонов, массы чаинок, которые все до одной всплыли, согласно рекламе турецкого чая). (Почти уверенно) Кипел-кипел! Просто я в холодную кружку всё кинул.
- (искренний, как всегда) Ничего, нормально, пить можно. (Пауза)... Так значит, Сережа, ты работал художником - вот почему ты так клево буковки пишешь. Ко мне попала твоя кассета, - альбом "Зубы", где твоей рукой выведены названия песен и состав КОМИТЕТА, а там шрифт такой клевый, витиеватый, с элементами импровизации! Слово Jah ты совершенно по-особому написал...
- Угу. (Начинает говорить быстро, но сильно запинаясь) Это движение, оно как бы исключает форму. Силой притяжения нас кидает в стороны. То есть нету ничего... Только какая-то концентрация, какая она и есть сама по себе... (пауза, быстро прихлебывает чай) Я, конечно, счастлив, что в регги столько людей появилось, ДЖА ДИВИЖН, ДВА САМОЛЕТА, вообще столько команд. Мне это очень приятно. Молодых, молодых много появилось... Я не говорю о самых известных, прогрессивных музыкантах регги, которые "втыкают"! А есть ещё люди, которые вообще живут где-то за городом, на периферии и играют очень клевую музыку... Куришь?
- Нет, спасибо.
- Не обламывает тебя дым? Хочешь фотографии посмотреть? Из больнички фотографии, очень клёвые (смотрим целую пачку фотографий, сделанных, похоже, на прогулке вокруг наркологического центра).
- (Несмотря на определённые попытки Олди свернуть разговор) Я вот тебя ещё по саунду хотел спросить. Ты специально, с самого начала, сделал себе такой тяжелый мощный саунд?
- А я ничего не делал: в принципе, оно так и есть.
- То есть каждый музыкант старается побольше вложить своего?
- Да, то есть специального разговора об этом не было. (Кричит в другую комнату) Мы не опоздаем? Нет? (пауза)
- И ты всё время шёл по пути регги?
- (быстро) Да! Как только я познал - то всё! Другого уже не было. Это как наркотик. Если ты познал - то всё!
- Другие стили тебя не интересовали?
- (жестко) Совершенно я не интересовался ничем. Абсолютно.
- И сейчас слушаешь только регги?
- И сейчас слушаю только регги.
- А у тебя менялось восприятие регги? Тебе не казалось вначале, что музыка регги это одно - а через несколько лет, что это совершенно другой мир?
- (говорит очень быстро) Очень иного! Это вообще бесконечно! Регги - это бесконечность. Это не просто ритм! Это - бесконечность. Там столько фантазии!..
Вот сейчас есть задумки, я не знаю, как назвать... проект, что ли? После выздоровления, когда я встану, как говорится, на ноги, на голову... и буду делать музыку. Есть такая команда во Франции, они сами ямайские эмигранты, КРЕШН РЕБЛ, - может, ты слышал? Нет? Советую тебе послушать эту команду.
- Ты хочешь там с ними работать?
- Нет. Я хочу с ними соприкоснуться, а потом как бы делать музыку... жёсткую такую. Жёсткий реггей. Я тебе не хотел говорить, это как бы секрет небольшой... Чтобы не сглазить просто. (Пауза). Я сейчас этим живу.
- А записи их у тебя есть?
- Нет, мне не вернули кассету. Но я их чувствую, я их знаю. Я их прочувствовал. Это настолько мой дух! Бунтарский дух. Они поют и на французском, и на английском. Они, правда, больше и в основном играют, но играют очень прикольно. Там такие растаманы, что простые любители - они просто не врубятся.
- И ты хочешь играть жесткий реггей, в том числе и инструменталы, дабы?
- Да, именно дабы. (Dub - инструментальный вариант регги, отличается, в частности, более жестким ритмом и четкостью, подчас даже напоминает techno. - Прим. ред.)
- И ты именно с этими ямайско-французскими музыкантами хочешь играть?
- Со своими музыкантами. С французами - тут-то ещё бабка надвое сказала. Так что я хочу сначала со своими... Я очень ревностно отношусь ко всем музыкантам, мне нравится очень много команд, - конечно, ямайских, - и французы эти КРЕШН РЕБЛ, конечно.
- Ты тексты легко пишешь?
- Да! Если у меня возникают какие-то сложности, то я стараюсь игнорировать.
- То есть, просто отставляешь, убираешь от себя этот текст?
- Да, я много выкидываю.
- А в принципе сколько времени у тебя уходит на текст? Вот ты начал его писать - и когда он будет готов?
- Моментально. Если пишешь - то моментально. Потом как бы обрабатываешь для себя. И для музыкантов: я ведь не один работаю. Я очень люблю своих пацанов, до безумия просто. Они очень такие преданные музыканты, мои последние самые. Брытков, Сашка, он и саксофонист, и басист, в общем, супермузыкант. Верешко Саша, это просто подарок, просто Джа его мне с неба кинул! И я его поймал. Есть много музыкантов, которые тянут постоянно его из КОМИТЕТА, а он такой вот, упертый. Мне это нравится.
- А тебе музыканты что-то добавляют в тексты, как-то помогают?
- Нет, они над текстами не работают, они только делают музыку. Очень сложно у нас делать музыку. Потому что мы не как другие музыканты - мы ведь не репетируем, мы только на концертах встречаемся. У нас репетиций вообще нет. И точки нет, нас почему-то до сих гоняют. Отовсюду гонят и никуда не приглашают. А репетировать хотелось бы. Особенно осенью такое рвение почему-то прорывается - работать.
- А ты чувствуешь, хотя репетиции и не было, как у тебя пойдёт вещь на сцене? Не боишься, что музыканты начнут делать то, что ты не предусмотрел?
- О, я был бы счастлив!
- Чтобы пошло что-то типа импровизации?
- Да! Да!
- На ударных чтобы возникли какие-то ритмы неожиданные?
- О, да! Они чувствуют очень хорошо. Эта музыка, она вся рождена на чувствах. Есть такое выражение африканское... я не помню, как это читается по-африкански, но смысл такой: "тот, кто чувствует, тот знает". Очень крутое выражение. Кто чувствует - тот знает.
- А технически ты что-то берёшь у Марли, у Квези Джонсона, у кого-то другого?
- Господи Боже упаси! Боже упаси!
- То есть ты сами чувства снимаешь?
- Да, сами чувства, вернее - сам ритм. Сами вибрации. Больше ничего. Не больше! Не дай Бог, конечно, если это случится, - а если это случится, то этого не случится!
- Но если ты действительно хочешь делать более жёсткие регии, то это значит, что путь Марли...
- Я не хочу драйва! Не хочу танцев. Надоело танцевать! Все танцуют, пританцовывают и говорят об этом.
- А тебе что-то дала работа в студии? Я знаю, что КОМИТЕТУ очень редко удавалось в студии поработать... Это чем-то тебя обогатило?
- Тут я как раз совершенно с гобой согласен. Очень круто мне там помогли и очень круто там к чему-то меня подвели. Я просто научился работать. И второй раз на студии, если, дай Бог, получится и будем писать третью пластинку, - я думаю, этой зимой, когда я поправлюсь, и буду разговаривать и петь и играть нормально. (Глубоко вздыхает). Тогда будем играть такую музыку. Причем будем играть её так, задней ногой.
Я вообще врубился тут недавно, что мне с моими музыкантами играть - как праздник. Мне очень легко играть с ними.
- И они очень любят играть с тобой, у меня такое впечатление...
- Да, но я бы давно бы на их месте послал бы меня на хуй! (имеются в виду те проблемы, которые в изобилии создавал Олди в "торчковом" состоянии. - Прим. М.Т.)
- Ну, подлечишься, им будет с тобой легче.
- (улыбается) Да я их просто заебал. Они не знают просто, куда девать меня: к земле, "давай мы тебе участок купим, сиди и выращивай".
- Ну, а больница тебе немножко помогла?
- Ты знаешь, последняя - да. Последняя. Даже не больница, - потому что там не профессиональные были врачи. Лечили меня очень банально. Я сам лечился... Я пролежал три-четыре дня в реанимации, мне поставили катетор и задели ключичный нерв. То есть длинный поставили.
- Под правую руку?
- Да! И помимо ключичного они задели ещё легочный. То есть у меня было кровотечение большое. Ну, и я сам вырвал его. (Голос у Олди чуть дрожит)... А они делили в эти время гуманитарную помощь... Которая пришла больным, я так полагаю. Они делили её между собой. Им было по фигу, что у меня правая сторона отказала. А потом я решил, что правильно мне одна цыганка сказала, что "ни одна больница тебе не поможет, ты только сам вылезешь из этого". Да и Наталья помогла, спасибо ей большое (П.Ширымова, американская гражданка и журналист. - Прим. М.Т.)
- Ты думаешь, ты сам сможешь?
- (спокойно) Да! К тому же завтра у меня жена приезжает. И мы улетаем завтра-послезавтра на Алтай. Поеду в тайгу, поживу там - просто ништяк - оттянусь!
Сумасшедшая московская оса подлетела к микрофону: Уу? У? Фру-у! Пп-п! (улетает)
- А я уеду, возьму лодку, отдохну на пасеке, поживу один, жена пока там будет, со стариками... я хочу сейчас уединения...
- А тебе в уединении писать тексты легче?
- А я не хочу ни писать, ни чего другого. Я... У меня вообще не бывает такого желания, что я хочу написать песню... Если она напишется, то, с божьей помощью, сама и быстро. Тут нужна сама ситуация. А в её отсутствии нет никаких вибраций.
- А какие-то тебе удалось в последнее время создать новые песни? Или просто чувствовал себя так неважно, что...
Оса: Уэ-ээ-ээ! Хх-х-ххх! Бр!
- (не замечая августа) ...Или вибрации просто не проходили?
- Между нами, пацанами, я написал в больнице две песни. Так, знаешь, когда делать нечего. Одну я посвятил Майку Науменко, потому что я его очень люблю. А вторую я посвятил... я посвятил чему?... А, себе и Хайлие Селассие (чуть улыбается). Получилась такая вот заминочка, я долго скромничал, и решил - а почему я такой человек, который не стремится ни к славе, ни к... не знаю, забыл все слова...
Оса: (громко) Ыыы-у-ы, у! Пфф-ф!! (Никто не обращает на неё ни малейшего внимания. В результате чёрно-жёлтая остается существовать лишь на записи).
- Это уже было во второй больнице или в первой?
- Это уже было... за два месяца я побывал в трех больницах.
- Ах, да, правильно, ведь ты же еще в Кениге...
- Да... И ещё в Питере, когда сваливал. Вот, смотри, фотография какая удачная... (показывает сделанный кем-то контражурный портрет, очень летний, жёлто-бело-бежевой тональности). Не! Ну грамотно делает человек, что и говорить... Специалисты когда делают... Я вообще люблю мастеров своего дела. Понимаешь? Не любителей, а мастеров...
Оса: Ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-уппп!!
- А вот каким будет плакат (показывает снятую на сцене фотографию, тёмно-жёлтые музыканты на фоне темноты).
- Темновато немножко...
Животное: ж-ж-ж.
- (негромко) Нормально!.. Ништяк. Я не люблю тона светлые, потому что они тогда какие-то неправдивые.
- Золото такое получилось, хорошее. А, вон и Рада там тоже!
- Рада! Там всё вообще.
- Тебе нравилось, как Рада подпевала последний раз на концерте? (в клубе МГУ)
- Да, мне очень понравилось. Я даже сам не ожидал, что она будет петь так именно...
- Очень интересный эффект получился. Твой голос шёл со сцены, а голос Рады - может быть, как более высокий - отражался и шёл как бы из зала. И я, когда вышел на сцену фотографировать, не мог понять, что делается. У меня даже возникла мысль, что Рада стоит между кресел и поет.
- Да, было клёво (неожиданно напряженно спрашивает): А сколько отсюда до Курского?
- Понятия не имею.
- (мягче) Но недалеко это? Меня там просто ребята должны ожидать. Ну, я думаю, минут десять ещё можно посидеть. (После паузы) Так получилось, что я просто заебал своих пацанов, но не только пацанов, просто всех своих ближних и решил переломаться... (тихо) совсем... Вот. Дошло просто: ребенок, жена, люди страдают очень много... Постоянно торчать - ведь двенадцать лет - это срок, конечно, такой...
- Да, опасный срок...
- (голос его чуть дрожит) Да... И сейчас у меня было сложное состояние... Теперь же я чувствую себя более-менее... Поэтому я сейчас спрыгну с этой беды.
- Но проторчал ты, наверное, здорово?
- Да, проторчал я всё.
- А мою регги-кассету с крокодилами тоже? Которую я с дочкой разрисовал и принес тебе в больничку?
- (весело) Нет, нет! Очень клёвая она, с этими нарисованными ребенком крокодилами. У одного шприц вколот. Так всё прикололись! Эта больничка со шприцом! А потом крокодил на пляже, в Кениге! (смеется). Кайфово! Самые две радостные кассеты мои были. Я тогда привез... я ведь ещё ничего не соображал в больничке... А когда приехал домой, начал втыкаться - смотрю, среди вещей две кассеты с крокодилами. И так грамотно всё сделано, дадаизм такой. Я подумал - неужели это взрослый рисовал? Непохоже.
- Я специально дочку просил. Всё утро рисовала.
- (продолжает) Взрослый так нарисовать просто не может!
Телефон: Дриллл-динг?
- Сегодня день такой хороший, что я стараюсь всё успевать... У тебя есть еще какие-то вопросы, может быть, серьезные?
- Я тебя хотел спросить: регги тебе помогает жить?
- Помогает? Нет, больше того! Больше! Ты понимаешь, вот ты спросил меня - и я невесомый. (Говорит счастливым голосом) Я-просто-не-весомый! Вопрос такой - просто ништяк!
- От одного слова регги балдеешь?
- Я счастлив, что ты меня спросил... тут сама постановка вопроса... Регги - это больше чем жизнь моя.
- Да, хорошо б тебе ещё записать альбом осенью...
- Мне вовсе необязательно писать - я хочу играть очень. Да, мне кажется, всё придёт. Само собой придёт...
- Знаешь, когда я послушал твой альбом студийный, мне показалось, что тебе с твоей группой лучше просто на сцене записываться. Потому что такой кайф катит и он отчасти пропадает в записи на студии...
- Совершенно верно.
- Потому что в студии - я не знаю, может, из-за спешки, может, ещё почему, но временами какая-то судорожность чувствуется в вашей музыке.
- Да, драйва нет такого, реггического.
- Драйв вроде есть, но не от регги он идёт.
- Да, там песни все разные, и вообще всё по-разному... Может, ещё чайку?
- Давай, действительно. А скажи, Сережа, как вы делали: сначала инструменты все прописывали, а затем голос накладывали?
- А я не помню. Вначале мы вроде бы сначала с барабанщиком что-то делали. Я не помню.
- Мне вообще интересно, как регги пишется в студии...
- В студии было сложно! Мы долго сопротивлялись и говорили, что нам надо играть всем вместе, - но нас все-таки убедили люди грамотные. Научили работать. И ничего - получилось.
- Ничего, неплохо...
- Я сам... Нет! Не то чтобы "неплохо" - можно было в сто раз лучше сделать!.. Если бы хотя б один раз до этого поработали на студии. Я же пришёл туда просто с открытым ртом - я такого никогда не видел (говорит жестко). Тут всё можно! Делай что хочешь, делай как хочешь! Есть гармонайзер, который может всё сделать. Есть холл. Аппаратура самая современная.
- А первый альбом ты записывал когда, в каком году и где?
- Ой, это было в Кениге, зимой - очень такой лютой - в ДК, где теперь "Альянс". Всю ночь. Там пацан просто один, военный моряк, принёс всю аппаратуру для записи, ревер там, все дела. Такую крутую. И мы - раз, и записали все, сдуру. Басист взял, ушёл, обиделся на меня за то, что я начал скандалить. Я поссорился с ним немного, а он взял и свалил - представляешь, придурок... Обиделся, бля. А уходить некуда - я даже не знаю, куда он спрятался в ДК, идиот. Плакал, наверное, сидел... Ну, и взял бас Коломийцев, последняя песня осталась - "Не верь" и ещё что-то...
А так все остальные записали со сцены, "Зубы", первый наш альбом.
- А ты часто на музыкантов жестко наезжаешь, начинаешь им говорить, что надо так, а не эдак играть, и т.д.?
- (после большой паузы)... Не!.. Сейчас гораздо все проще... (прихлебывает: Хлюп-п!) Они сами на меня наезжают.
- (наблюдая за странными действиями Олди на кухне) Это правда, что ты учился в Кениге на кока?
- На повара? Было дело.
- И до сих пор готовишь хорошо себе, или так, что и как придется?
- Ну, я делаю вегетативные всякие...
- Яичницу по-растамански?
- (тихо) Нет, я стараюсь вообще поменьше яиц есть... (прихлебывает чай: хлюп, хлюп)...
- И не тянет на мясо?
- (тихо) Мясо хавать - всё равно что говно хавать... Я не знаю, меня не тянет... Я могу поесть всё, что угодно, понимаешь? Один дзен-буддист крутой собрал своих монахов, зарезал собаку, сжарил и заставил всех есть. Он сказал: если Будда в груди, в душе - то можно есть хоть собаку. Понимаешь, очень урок такой крутой. Но я врубился просто, со временем, что всё это условность, понимаешь? Есть не есть, мне совершенно по фигу, что человек кушает. Вот если написано в Бхават-гите: тот, что ест - тот то и есть. Но это относительно всё, в общем-то.
- А цвета какие у тебя сейчас любимые? После того, как ты стал растаманом, изменилось восприятие цвета?
- Нет, не изменилось, все так и осталось.
- У тебя и до этого были любимые цвета: красный, желтый, зеленый?
- (строго) Желтый-красный-зеленый. (Волнуется) Они везде, ты понимаешь! Это цвета, которые присутствуют везде. Они везде.
- И в сознании они у тебя тоже?
- Безусловно! Постоянно. Они даже в светофоре.
- То есть ты идёшь по улице, и если светофор...
- Да, то сразу торчу, ништяк.
- Это клёво.
- (опять переключаясь) За полчаса, я думаю, мы докатим? До Курского? Я кассету попросил посмотреть там у человека, и если он уйдёт, будет плохо... Ну ты задавай, задавай мне серьезные вопросы.
- Про смысл жизни, например?
- Нет, "смысл смысла", это всё уже мы проходили. Сейчас мы подумаем, минут пятнадцать, а потом запишем.
- Тогда продолжим про цвета. В Текстильщиках в больнице у тебя над кроватью неслабый трехцветный флаг висел, с большой надписью.
- "Мариуана?", да он сейчас дома... Он постоянно со мной. Я его ношу с собой. Это как молитва моя.
- Тебе его подарил кто-нибудь?
- Да, подарил один человек.
- А колокольчик мой, чтоб злых духов отгонять, ты не потерял?
- Ты знаешь, у меня кто-то всё это снял с рюкзака. И флажки, и всё. Время прошло, много потерь. Потерь очень много... (вдруг весело) Но это хорошо, что было много потерь - это значит, что поиск дальше будет очень крутой!
- Да, освободиться от всего немножко...
(Собираемся и выходим. Олди надевает странную для августа осеннюю черную куртку с молниями, -потёртую до серости.)
- Ещё мерзнешь после ломки?
- Да, теплообмен ещё не скоро восстановится.
- Куртка у тебя бывалая.
- Видишь длинную молнию на рукаве? Она расстегивается, вот так. Раньше я сюда клал здоровенный кинжал, и если кто подходил, просто показывал, - вот! - и все вопросы отпадали.
- Ну, сегодня у тебя кинжала нет, так что я ещё задам парочку вопросов.(Спускаемся по лестнице со второго этажа и выходим на улицу. Прекрасный август, тепло, солнечно, воздух чистый. На пьяном стекле танцует огонь. Идем в сторону Кольца.) Смотри, смотри, флаг почти что растаманский, только порядок цветов непонятен, флаг сложился почти пятиугольником от ветра.
- Да! Не могли уж развернуть. Это посольство Гвинеи-Бисау. У них, правда, сочетание цветов несколько иное. Должна быть просто одна звезда, а там у них ещё какие-то штучки. Но это такой, совковый флаг... (пауза, идём и греемся на вечернем солнце)... Пока я ещё в Москве, вот видишь. Ништяк. Наталья мне очень круто помогла (голос у Олди начинает дрожать), я думал - не перекумарюсь, потому что там сады, мак, понимаешь, просто горы мака. Но я там первый раз закинулся, правда. Не стал варить, так, надербанил просто пару портянок. (Выходим на Садовое кольцо рядом со старым зданием Склифосовского. Движение здесь просто адское).
Машина: У-ух! Хх-х-х-х-х-х...
- (Продолжает) А потом спрыгнул, сразу. Один раз, правда, вошел опять, в состояние стояния. Но опять мы о наркотиках! Все наркоманы, они любят поговорить о наркотиках. Или целый день говорят только о наркотиках, особенно опиушные.
Машина: А-а-а-а-а-а! Х-х-х-х-х-х-х...
- Ничего, теперь тебе полегче будет...
- (Быстро) Да, у меня теперь совершенно другие проблемы...
- Какие, например?
- (Быстро) Я не знаю, какие, но они другие. Я знаю, что они другие. Мне не надо бегать, искать, колотиться... Все. Прошло двенадцать лет, и я их даже не заметил. (Шум, как от взлетающего самолета).
- Ты серьезно думаешь, что у тебя сейчас начнется новая жизнь?
- Да, у меня теперь начинается новая жизнь, начинаются новые приколы.
- Приколы в какой области?
- Например, хочу издавать газету о регги. Она будет на русском и английском. О русском регги там будет писаться по-английски, а об иностранном - на русском (смеется).
- И сам будешь писать?
- Да, сначала она будет выходить в рукописном виде, а потом уже по-другому.
- А ты серьезно воспринимаешь все эти дела: и Джа, и Согласие?
- (Продвигаясь по переходу) Ты что! Больше, чем серьезно. Даже говорить об этом нет ни малейшего смысла, понимаешь? "Парень, ты к этому серьезно относишься, или гонишь?" Я скажу тебе, потому что ты с пониманием относишься к этому делу: Джа есть, был и будет! Джа все видит и контролирует.
- Сережа, Сережа, осторожнее, машина едет слишком быстро, Джа не, успеет её остановить перед тобой.
- (Слегка приостанавливается) Ты думаешь, Джа всем занимается? Он просто везде рассредоточен. Вот ты и он (кивает на "харе-кришну") - вы и есть Джа. Джа всё контролирует. Просто половина людей не врубаются, что они растаманы. Вот этот (кивает на бритоголового) вчера узнал, что он растаман.
- Ты помог, наверное?
- Не, он сам врубился.
- Слушая музыку?
- Да, и музыку, и вообще, по жизни. О, автобус наш едет! Побежали! (Стартует. Я сильно отстаю, пытаясь удержать на поясе прыгающий магнитофон. Перемещаюсь неуклюже, как Паниковский с гусем. Олди оглядывается.) Старые ежики медленно бегают?
- Нет, у меня магнитофон на бегу раскрывается. Я чуть кассету твою под колеса не уронил. (Пытаюсь наладить "Сони", но в троллейбусе, которым по московской традиции управляет воин-афганец, сделать это не просто. Именно в этот момент Олди выдает в пространство какую-то совершенно невероятную телегу о сути жизни и связью ее с сутью музыки регги. Телега, не задерживаясь у микрофона, с грохотом закатывается у меня в подсознание, где и пребывает до сих пор. В момент разговора лица у нас такие, что пассажиры троллейбуса, когда мы выходим, провожают нас такими же взглядами, как крестьяне деревни Белые Столбы - обитателей местного санатория... Спускаемся под землю. Разговор продолжается в холодном и глухом подземном переходе, через который мы словно попадаем в сентябрь) ... Среди твоих кассет в больнице была одна кассета с блатными песнями, чисто воровскими. Пели два парня, очень неплохо. Кто это были? Ты вообще помнишь такое?
- А в какой больнице?
- В Текстильщиках.
- На какой кассете?
- Ты мне её ещё отдал, чтобы я тебе регги на неё записал...
- А про что песни?
- Про одиночество, про несчастную жизнь.
- Нет, не помню.
- А мне ещё говорили, что когда тебя из больницы в Текстильщиках выгнали, за то, что ты прямо в палате вколол себе героину, - ты сел рядом на скамеечку, взял гитару и какую-то одну песню из этих и спел...
- (Заинтересованно) Да? А я не помню...
- Про какого-то паренька, жалостливую...
- Нет, я не помню, я извиняюсь, но я не помню...
Прохожий: Все, что было с тобой, ты давно позабыл.
- Сережа, ты и такие песни слушаешь?
- Да, люблю... полюбляю, как говорят. (Спокойно садится на грязные и заплеванные ступени станции "Курская-кольцевая" московского метрополитела имени Ленина).
- (Путем сложной игры ума вспоминающий, как сидел таким же августовским днем на чистых ступенях Александрийского столпа в Ленинграде) Ты в Питере, говорят, выступил недавно?
- Да. Друзья даже засняли это на видео. Я всё Наталию прошу, но она не дает мне запись, специально. В клубе "Инди" мы играли. И в "Тамтаме" было весело. Собрались негры, такой народ, все играли очень клёво.
- Сыграли хорошо, или как?
- Сыграли, наверное, очень плохо... потому что я ничего не помню. Ничего не соображал. Гаркуша танцевал там... а я не мог ничего...
- Ты с Гаркушей давно знаком?
- Да, с Олегом мы давно знакомы. Это один из лучших моих друзей. Даже не один, а самый лучший. Правда, он пьяница, а я наркоман. (Чуть улыбается) Поэтому мы с ним такие друзья, клеиые... Он любит меня, а я его люблю.
- А к регги он как относится?
- К регги как... - ну, Гаркуша - он белорус, что ему? Регги он любит, потому что как только я приезжаю, он сразу говорит - давай "Нового солдата"! Очень.
- А у тебя среди твоих песен есть какие-то самые любимые? Или они для тебя все... (Душера-а-аздирающий женский крик в толпе, но мы на него не реагируем. Здесь всегда все вот так.)
- ... А это - как пойдет. Она может быть самой нелюбимой, но если пойдёт... Меня уже об этом спрашивали, но я как-то не втыкаю, у меня полный невтык. (Смотрит на толпу)... Люди странные, их так здесь много! И все они странные. И их здесь так много, что просто кошмар.
- А ты можешь уловить ритм регги, если смотреть на толпу? Вот, идет человек...
- (Несколько раз просит повторить вопрос. Потом быстро отвечает) Ритм поймать в шагах? Безусловно, ведь регги - оно везде. Безусловно! Он присутствует в каждом человеке, в воздухе, во всем. В киоске, в самолете, везде. В машине. В любом мажоре, в любом гопнике.
- А под музыку регги ты пробовал рисовать что-то?
- Ты знаешь, когда я начал играть, мне и рисовать как-то расхотелось. Но сейчас рисовать мне опять хочется.
(Из толпы внезапно появляется среднего роста белобрысый паренек. Это Сэнди, один из перкуссионистов группы МАЛЮТА СКУРАТОВ. Он весь в черном, глаза заплаканные. Сэнди пришел прямо с похорон известного московского тусовщика Жени Круглого. Смерть у того была более чем жутковатая: Круглый, когда увидел, что его подруга стала умирать от передозняка, сам вколол себе смертельную дозу, - и они умерли вместе. Вот такой коленкор).
Сэнди (в слезах): - Ты понимаешь, он лежал в гробу, ну совсем, совсем как живой! Как живой. Нет, ты не понимаешь! Ты не знаешь. Боже мой.
- (Зло) Да я скольких перехоронил, - не одного и не одну! Их больше, чем ты видел живых. Сколько я перехоронил за жизнь молодёжи... Ты!..
Парень в чёрном: Меня зовут Сэнди...
- (Ещё злее) Меня тоже зовут Сэнди. (Пауза, все постепенно успокаиваются, и прохожие перестают на нас пялиться).
Из толпы выходит композитор Аарва Пярт, весь в черном, как берлинская кукушка. Произносит : "Стеная и плача у рек Вавилонских". Надевает на свою большую голову черную широкополую шляпу и сливается с толпой.
- (Миролюбиво наклоняясь к Сэнди, сидящему на ступеньках ниже него) Все нормально, старик, успокойся. Радуйся. Ведь когда Марлея хоронили, вес танцевали регги!.. (Оборачивается ко мне) Ты знаешь, меня можно спрашивать о чём угодно, я отвечу. На любой вопрос, или почти на любой. Просто у меня по жизни есть определённые шторы, они опускаются, и те, кто давно меня знает, знает, что есть эти шторы.
- Я чувствую, что они есть, и совершенно не хочу на них натыкаться, а то скажешь: вот, пристал, зараза, тянет жилы.
- Нет, мне с тобой было очень приятно встретиться, ты зря так думаешь, я об этом даже бы и не додумался. Меня совершенно любые вопросы не шокируют. Так что ты не обламывайся и спрашивай.
- ... Ты действительно срок мотал? Или это и есть одна из "штор"?
- Да, я сидел два года. По малолетке сначала, а потом из-за распиздяйства всякого. В тюрьме и в зоне.
- И оттуда многие вещи попали к тебе в песни?
- Нет! Оттуда ничего не попало: ведь прошло столько времени, прошло лет двенадцать...
- То есть то, что происходило в тюрьме или лагере, в песни не вошло?
- Нет, это осталось как-то само по себе.
- А в армии ты был после этого?
- Нет, не был.
- Ты себе в паспорте не исправлял даты рождения?
- Нет. Почему ты спросил?
- Потому что тогда в больнице ты мне сказал, что ты 54-го года. "Я на два года моложе тебя", - вот твои слова.
- (чуть улыбаясь) Это я прикололся к 54-му году рождения. Я 61-го.
- Откуда у тебя кличка Олди? Это ты сам придумал?
- Ну, как бы я сам себе придумал? Ты представь. Это произошло само собой... Где-то называли меня так. Это ещё в те времена, когда я не играл, когда художником работал. Говорили все: Олди-Олди, Олди-Олди. Олдюшка вообще-то я втиховую... Но даже Олдей называли.
- Ты все время по стране перемещаешься по той или иной причине, - а есть город, который тебе действительно родной?
- Ты знаешь, я Москву почему-то люблю. Она совершенно дикая, но я все равно её люблю. Здесь много и растаманов, и просто близких людей клёвых. Ситуации бывают разные, конечно. В Питере, конечно, тоже очень много у меня знакомых клёвых. Впрочем, как и везде... Но в других городах я не помню... В Новосибирске, в Новокузнецке...
- А на Алтае у тебя что?
- Там живут у меня дедушка с бабушкой.
- Скажи, Сережа, у тебя есть какие-то тексты, которые в песни не превратились?
- (после паузы, уверенно) Да, есть.
- Ты сможешь их дать, если будет издаваться книга о КОМИТЕТЕ ОХРАНЫ ТЕПЛА?
- Да. только надо поработать над ними. Сейчас я не работаю. Пусть работает рабочий класс (чуть улыбается).
- На Алтае сил наберёшься, и поработаешь потом. Приходил бы, кстати, на радиостанцию "Эхо Москвы", мы там вместе с Сашей Лаэртским ведем прямые эфиры в ночь с субботы на воскресенье. Попоешь, с людьми поговоришь по телефону. Тебя очень любят в Москве. Сашка запустил в эфир твои альбомы, слушатели знатно приторчали. Приходи.
- В эти дни не получится, на днях улетаю. Но мои слова можешь передать всей публике: " Джа живой, он будет жить и жил вечно!" Остальное все - музыка. Всё приходит и уходит. И еще что я хотел сказать: ты можешь спокойно работать с текстом интервью. Можешь смело, на свой вкус, ставить музыку в эфир. То есть я тебе доверяю, вот что я говорю. Но, конечно, "Мариуану" очень желательно поставить. Чтобы она была в драйв... Не обязательно со мною что-то делать. Можно и без меня. А вообще, приколемся. Ещё будет времени много. Ещё приколемся, и мозги будут на месте.

... Так оно и вышло: через полторы недели Олди, посвежевший, четко произносящий слова, не заплетающимся языком, вернулся с Алтая и рассказал о тамошней жизни, о своих деде и бабке... А через несколько дней пришёл на эфир, совершенно обкуренный, лег на подоконник и проспал несколько часов. Но на эфире выложился, как мог: говорить ему было трудновато, но спеть - спел. В том числе новую, сочиненную им на Алтае песню "Красно-желто-зеленый стяг", которую он намеренно сделал почти вне ритма регги. "Сочинил для уток, на озере. Моя музыка никому теперь не нужна", - угрюмо сказал тогда Олди.
Ещё хуже Олди выглядел на концерте в Новых Черемушках: "Господи, Миша, я т-а-а-к обкурился...", - пробормотал он в толчее за несколько минут до концерта. Пока московская группа ЛОЛИТА, которая должна была аккомпанировать Олди, играла свою собственную часть программы, Сергей спал прямо на сцене, привалившись к стене, рядом с грохотавшими ударными, бледный, почти сливаясь со штукатуркой. Его чёрно-серая куртка стала за месяц ещё потрепанней. "А теперь, - объявил Плюха под понимающие смешки присутствующих, - Гарри Алебастров и его пидарасты". Олди их будить не стал: но группа заиграла нечто реггическое и Сережа как зомби, не раскрывая глаз, встал, вытягивая руки вперед, продвинулся к микрофону. И спел. Все путем. Даже изменил в одной из старых песен слова. Прозвучало "Берегите детей от ганджа", вместо "огня". Весьма кстати.

На этом
лето и закончилось.
Утепляйтесь, растаманы,
скоро осень.
Но если будет весна,
берегись как огня.

М.ТИМОФЕЕВ

ps от
JANUARIUSA-ФЕВРАЛИУСА

- ФЛАГ МОЙ СКОММУНИЗДИЛИ! НА КОНЦЕРТЕ В ПИТЕРЕ. Я ЖЕ ГОВОРИЛ КОНДРАТУ: ПРИГЛЯДИ ЗА НИМ. А ОН ПОТОМ: "ТЫ ЗНАЕШЬ, ДА ВОТ ОН ПРОПАЛ..." ЭХ! НУ, ЛАДНО - СОШЬЮ НОВЫЙ. ТЫ ВИДЕЛ ФЛАГ У ДЖА ДИВИЖН? ЭТО Я ГЕРЕ СШИЛ. ЛЮБЛЮ ШИТЬ. ТЫ ЕЛ СЕГОДНЯ? ХОЧЕШЬ КАРТОШКИ? ЧТО ЭТО ТЫ ПРИНЕС? ПЛАКАТ МАРЛИ? У, КАЙФ, НИШТЯК. СЕЙЧАС МЫ ЕГО ПРИКРЕПИМ. ВИДИШЬ ВОТ ЭТОТ? ЭТО ГАРКУША МНЕ ПОДАРИЛ. БУДУТ ВИСЕТЬ ВМЕСТЕ. НЕ КРИВО? КРИВО? ЧУТОК. НОРМАЛЬНО. ВСЕ ПУТЕМ.